Статьи

Как в досудебном порядке предъявить претензию страховщику по ОСАГО?

Права потребителей
Как в досудебном порядке предъявить претензию страховщику по ОСАГО
Перед подачей иска в суд на страховую компанию по ОСАГО необходимо направить ей заявление о восстановлении нарушенных прав, а если страховщик не удовлетворит требования или не ответит, потребителю финансовых услуг следует обратиться к финансовому уполномоченному.

Суть досудебного урегулирования спора по ОСАГО

При возникновении споров между потерпевшим и страховщиком по ОСАГО, обращение в суд возможно только после прохождения досудебной процедуры урегулирования.

В случае разногласий по исполнению обязательств страховой компанией, потерпевший в обязательном порядке должен направить страховщику заявление о восстановлении нарушенного права, а затем, если он является потребителем финансовой услуги, и при наличии оснований - обратиться к финансовому уполномоченному.

Если же потерпевший не является потребителем финансовой услуги, ему следует направить претензию страховой компании. Далее будет рассмотрен порядок досудебного урегулирования споров для потребителей финансовых услуг.

Основания предъявления заявления к страховщику по ОСАГО

В рамках досудебного урегулирования потерпевший направляет страховщику заявление о восстановлении нарушенного права, если:
  • в частности, страховая выплата или прямое возмещение убытков не произведены в установленный срок (обычно 20 календарных дней, за исключением праздников, после принятия заявления и документов, или 30 календарных дней, за исключением праздников, на выдачу направления на ремонт при самостоятельной организации ремонта),
  • страховщик отказал в выплате или выплатил её в меньшем размере,
  • СТО нарушила срок ремонта (не более 30 рабочих дней или согласованный со страховщиком срок),
  • ремонт произведен некачественно,
  • либо страховщик не выплатил в срок (14 календарных дней) часть страховой премии при досрочном прекращении договора ОСАГО.

Порядок обращения с заявлением к страховщику

Заявление о восстановлении нарушенного права должно содержать:
  • наименование страховщика;
  • ФИО, адрес проживания, почтовый или электронный адрес потерпевшего;
  • подробное описание требований к страховщику с указанием оснований и ссылками на законодательство, включая, например, даты подачи документов, сроки выплат, обоснование неправомерности отказа или неполной выплаты, а также описание недостатков ремонта;
  • и банковские реквизиты для выплаты.

К заявлению можно приложить подтверждающие документы, такие как экспертные заключения, квитанции.

Заявление можно подать лично под подпись, отправить заказным письмом с описью, либо в электронном виде на официальный e-mail страховщика.

Страховщик обязан рассмотреть заявление и дать мотивированный ответ в течение 15 рабочих дней при отправке в электронной форме по стандартной форме в течение 180 дней с момента нарушения прав, или 30 календарных дней в остальных случаях, отправляя ответ на электронную почту или почтовый адрес потерпевшего.

Порядок обращения к финансовому уполномоченному

Пострадавший, получив отказ страховой компании в выплате (или частичный отказ) либо не дождавшись ответа на свое заявление о восстановлении нарушенного права, может обратиться к финансовому уполномоченному
Финансовый уполномоченный – это специалист, рассматривающий споры имущественного характера между потребителями и, в частности, страховыми компаниями. Кандидаты на эту должность должны соответствовать законодательным требованиям, а назначает их Совет директоров Банка России.
Заявление финансовому уполномоченному составляется на русском языке и может быть подано письменно или в электронном виде. Оно должно включать:
  • Полные данные заявителя (ФИО, дата и место рождения, адрес проживания, почтовый адрес, телефон и email, если есть; для электронного заявления - email обязательно);
  • Наименование и адрес страховой компании;
  • Описание спора, размер требуемой выплаты, номер и дату договора страхования (если есть);
  • Информацию об обращении к страховщику, его ответе, и о том, какие еще способы урегулирования спора были предприняты;
  • Дату подачи заявления.

Заявление на бумаге должно быть подписано заявителем.

К заявлению нужно приложить: копию обращения в страховую и ее ответ (если он есть), копию договора страхования и все другие документы по делу.

Пострадавший подает заявление лично, за исключением случаев, когда его представляет законный представитель. В таком случае нужно приложить документы, подтверждающие полномочия представителя.

Финансовый уполномоченный рассматривает заявление и выносит решение (об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе) обычно в течение 15 рабочих дней с момента получения заявления.
Решение финансового уполномоченного направляется пострадавшему в течение одного рабочего дня после его принятия. Если нет возможности отправить решение в электронном виде, либо по запросу пострадавшего, решение выдается на бумаге или отправляется почтой на адрес, указанный в обращении.

Решение вступает в силу через 10 рабочих дней после подписания и должно быть выполнено страховой компанией.

До вынесения решения, финансовый уполномоченный может предложить страховой компании урегулировать спор. Если стороны придут к соглашению, решение не выносится.

Если страховая компания не исполняет вступившее в силу решение или соглашение, финансовый уполномоченный выдает удостоверение, являющееся исполнительным документом, для принудительного исполнения.

Если финансовый уполномоченный не вынес решение в срок или пострадавший не согласен с принятым решением, он может обратиться в суд.

Однако, если рассмотрение дела у финансового уполномоченного затягивается из-за приостановки сроков, обращение в суд будет преждевременным.

Если рассмотрение дела у финансового уполномоченного прекращено или отказано в принятии, возможность обращения в суд зависит от причины такого решения. Например, если дело прекращено из-за того, что вы договорились со страховой, то досудебный порядок считается соблюденным. Если страховая не выполнит условия соглашения, можно сразу обращаться в суд.

Если же вы сами отозвали обращение или отказались от своих требований из-за их добровольного удовлетворения, то досудебный порядок не считается соблюденным.
Made on
Tilda