Статьи

Как подать жалобу в государственную инспекцию труда?

Трудовые вопросы
Юриспруденция в повседневной жизни: подпишитесь на мой Telegram канал.
Функции контроля за выполнением правил о труде и других нормативных документов, касающихся трудового права, выполняется федеральной инспекцией труда. Она включает в себя Роструд и её региональные регулирующие органы - инспекции труда.

Для того чтобы защитить свои трудовые права, вы имеете возможность написать жалобу или обратиться в государственную инспекцию труда посредством электронного документа. Следуйте следующему порядку для этого.
Если у Вас останутся вопросы, присылайте их сюда - первичная консультация бесплатная.

Шаг 1. Составьте обращение (жалобу)

В тексте жалобы должны содержаться следующие данные:
  1. Наименование государственной трудовой инспекции.
  2. Ф. И. О. заявителя.
  3. Почтовый или электронный адрес для отправки ответа (уведомления о перенаправлении обращения). Если обращение отправлено в электронном виде, можно использовать уникальный идентификатор личного кабинета на Едином портале государственных услуг (при наличии такой возможности).
  4. Описание проблемы (события или предполагаемых нарушений трудовых прав), название работодателя и его местонахождение.
  5. Личная подпись заявителя.
  6. Дата составления жалобы.

Обратите внимание, что если в письме не указаны Ф. И. О. отправителя или почтовый адрес для ответа, то жалоба не будет рассмотрена. Обычно в жалобе также указывают контактный телефон.

Шаг 2. Подайте жалобу в государственную инспекцию труда

Жалобу можно подать в письменном виде лично или по почте (рекомендуется отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении). В первом случае инспектор труда, принявший жалобу, должен проставить дату и подпись на втором экземпляре, который останется у заявителя. Если жалоба отправляется почтой, заявитель получит уведомление о дате доставки жалобы в инспекцию труда.

Также можно подать жалобу в электронной форме, в том числе через Единый портал государственных услуг (при наличии такой возможности).

Если необходимо, в качестве подтверждения своих аргументов приложите к обращению документы и материалы (или их копии, если обращаетесь в письменной форме).

Сотрудник имеет право попросить провести конфиденциальную проверку. Это значит, что при её проведении работодателю не сообщат имя работника, и он сможет избежать преследования со стороны работодателя.

Шаг 3. Получите ответ на жалобу

Регистрация письменного обращения происходит в течение трёх дней с момента его поступления в государственную инспекцию труда. Рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) занимает 30 дней с даты регистрации письма. При необходимости срок рассмотрения жалобы может быть увеличен, но не более чем на 30 дней, и заявитель должен быть проинформирован о продлении этого срока.

Если вопросы, указанные в обращении, не входят в компетенцию государственной инспекции труда, оно направляется в соответствующий орган или должностному лицу в течение семи дней с момента регистрации. Уведомление о переадресации обращения направляется гражданину, направившему обращение.

При наличии оснований государственная инспекция труда проводит внеплановую проверку. Если в ходе проверки выявляются нарушения трудовых прав, руководителю организации-работодателя выдаётся предписание об их устранении.

Если работодатель не исполняет предписание в установленный срок, инспекция принимает решение о принудительном исполнении этой обязанности работодателя. Решение принимается не позднее одного месяца после истечения срока исполнения предписания или вступления в силу решения суда, если оно было обжаловано.

Заявителю предоставляется мотивированный ответ по существу обращения, в котором указываются факты нарушений трудовых прав, принятые меры инспекторского реагирования и разъясняется порядок действий для восстановления нарушенных прав или оспариваемых интересов. Ответ даётся в форме электронного документа по электронной почте или уникальному идентификатору личного кабинета на Едином портале госуслуг и в письменной форме по почтовому адресу.
Made on
Tilda