Статьи

Как обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности?

Судебные приставы
Как обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности
Подачу жалобы на действия судебного пристава-исполнителя по его подчиненности могут осуществить должник, взыскатель или любое другое лицо, чьи права и интересы были нарушены судебным приставом.

Для этого необходимо написать официальное обращение вышестоящему руководителю пристава. Обычно это руководитель отдела, в котором работает пристав, чьи действия подлежат оспариванию. Очень важно уложиться в установленный срок – 10 дней с момента совершения приставом обжалуемых действий.
Сам процесс рассмотрения жалобы также занимает 10 дней с момента ее подачи. Все сроки рассчитываются исключительно по рабочим дням.

1. В какие сроки нужно успеть обжаловать действия пристава?

Необходимо подать жалобу в соответствии с установленным порядком на действия пристава не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, когда:

1) пристав их совершил;

2) вы узнали или должны были узнать, что пристав их совершил – если пристав вас не извещал о том, когда и где он будет совершать соответствующие действия. Таким днем может быть, например, день ознакомления с материалами исполнительного производства.

Отсчет срока нужно начать со следующего рабочего дня за таким днем .
Пример подсчета срока

Допустим, вы хотите обжаловать списание приставом денег с вашего счета. Вы узнали о списании средств из вашего банковского счета 22 ноября 2023 года. Начиная с 23 ноября, отсчитайте 10 рабочих дней – это будет 06 декабря 2023 включительно. Таким образом, это будет ваш крайний срок для подачи жалобы.
В случае пропуска срока, следует одновременно с подачей жалобы подать ходатайство о восстановлении срока. Если вышестоящий пристав признает уважительность причин пропуска срока и разумность времени, в которое вы обратились, то срок будет восстановлен. Однако на практике, если срок был пропущен хотя бы даже на один день, восстановление срока маловероятно. Без ходатайства ваша жалоба будет отклонена в любом случае.

2. В чей адрес направлять жалобу?

Как правило, жалоба направляется в адрес начальника судебного пристава-исполнителя. Это:

1) старший судебный пристав-исполнитель - начальник подразделения либо отдела, либо исполняющий обязанности старшего судебного пристава-исполнителя - в случае, если обжалуются действия подчиненного пристава, либо заместителя, кроме действий, которые утвердил старший судебный пристав-исполнитель - начальник подразделения либо отдела, либо исполняющий обязанности старшего судебного пристава-исполнителя.

2) главный судебный пристав субъектов РФ - в случае если обжалуются действия старшего судебного пристава-исполнителя - начальника подразделения либо отдела, либо действия исполняющего обязанности старшего судебного пристава-исполнителя.

Однако, есть случаи, при которых вы можете обратиться с жалобой к заместителю главного судебного пристава РФ, а также самому главному приставу РФ - директору ФССП, об этом указано в частях 2.1 и 3 статьи 123 ФЗ "Об исполнительном производстве".

Если вы ошибетесь с выбором адресата жалобы, в таком случае "не тот" адресат сам перенаправит вашу жалобу тому, кто обязан будет её рассмотреть. При этом заявителя должны письменно известить о перенаправлении, а сроки рассмотрения жалобы - увеличатся, поскольку время на межведомственную пересылку жалобы не входит в срок рассмотрения самой жалобы.

3. Как подать жалобу?

Ответьте себе на вопрос: а точно было нарушение? Если ответ положительный то следуйте следующему алгоритму:

  1. Подготовьте письменную жалобу, в соответствии с ч. 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве.
  2. Определитесь с адресатом получения жалобы. Если обжалуются действия (бездействие) то адрес можно узнать на официальном сайте судебных приставов-исполнителей. Если обжалуется постановления - адрес и другая контактная информация указана в самом постановлении.
  3. Направьте жалобу адресату. Вы можете отвезти жалобу самостоятельно. В этом случае распечатайте жалобу в двух экземплярах: один для ведомства, другой с отметкой о вручении - заявителю. Либо направьте жалобу заказным письмом или курьером.

В этом процессе важным остается сохранение доказательств отправки и получения жалобы ведомством. К примеру, на официальном сайте почты РФ есть возможность получать отчет о регистрируемом почтовом отправлении (заказном письме).

К тому же, жалобу можно подавать через личный кабинет портала Госусуги, при наличии технической возможности (ч. 1.1 ст. 124 Закона об исполнительном производстве).
Made on
Tilda