Юриспруденция в повседневной жизни: подпишитесь на мой Telegram канал.
Необходимо соблюдение претензионного порядка при наличии требований, например, к оператору связи, перевозчику, туроператору, страховой компании о выплате страхового возмещения. Также обязательное досудебное урегулирование спора предусмотрено при предъявлении требования об изменении или расторжении договора.
Если у Вас останутся вопросы, присылайте их сюда - первичная консультация бесплатная.
Когда соблюдение претензионного порядка обязательно?
Оговорка о необходимости соблюдения досудебного порядка разрешения споров обычно содержится в отраслевом законодательстве, регулирующем предоставление определённых услуг. Обязательный претензионный порядок предусмотрен, в частности, в следующих ситуациях:
В последнем случае необходимо сначала обратиться в финансовую организацию с заявлением, содержащим требование об исполнении обязательства (если это предусмотрено нормативно-правовыми актами или договором), затем с заявлением о восстановлении нарушенного права и после этого, при выполнении определённых условий, к финансовому омбудсмену.
Кроме того, соблюдение досудебного порядка разрешения споров обязательно, если потребитель хочет изменить или расторгнуть договор.
Если односторонний отказ от исполнения договора происходит при подаче иска в суд о признании договора расторгнутым, соблюдение досудебного порядка разрешения споров не требуется.
Несоблюдение правил обязательного претензионного порядка является основанием для возврата искового заявления или оставления иска без рассмотрения.
- Невыполнение или ненадлежащее выполнение оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи.
- Претензии, связанные с перевозкой грузов, пассажиров, багажа в зависимости от вида транспорта или с буксировкой буксируемых объектов внутренним водным транспортом.
- Претензии по качеству туристического продукта в отношении туроператоров.
- Требование потребителя финансовых услуг к финансовой организации, взаимодействующей с финансовым омбудсменом (например, к страховой компании для получения страхового возмещения в рамках ОСАГО).
В последнем случае необходимо сначала обратиться в финансовую организацию с заявлением, содержащим требование об исполнении обязательства (если это предусмотрено нормативно-правовыми актами или договором), затем с заявлением о восстановлении нарушенного права и после этого, при выполнении определённых условий, к финансовому омбудсмену.
Кроме того, соблюдение досудебного порядка разрешения споров обязательно, если потребитель хочет изменить или расторгнуть договор.
Если односторонний отказ от исполнения договора происходит при подаче иска в суд о признании договора расторгнутым, соблюдение досудебного порядка разрешения споров не требуется.
Несоблюдение правил обязательного претензионного порядка является основанием для возврата искового заявления или оставления иска без рассмотрения.
Когда соблюдение претензионного порядка целесообразно?
Для потребителя досудебный порядок урегулирования спора имеет важное значение, особенно в тех случаях, когда законодательством предусмотрены определённые сроки для удовлетворения требований потребителя, исчисляемые с момента предъявления претензии к организации или индивидуальному предпринимателю, например:
Обращение непосредственно в суд в таких ситуациях нецелесообразно, так как до предъявления претензий организации или ИП не могут быть осведомлены о наличии претензий у потребителя, и при их предъявлении могут добровольно удовлетворить требования потребителя.
Кроме того, если требования потребителя не будут удовлетворены в добровольном порядке, то при дальнейшем обращении в суд потребитель может потребовать уплаты штрафа в размере 50 % от присуждённой суммы и начисления неустойки за каждый день просрочки выполнения его требований.
- семь дней на замену некачественного товара при наличии явных недостатков;
- десять дней на возврат уплаченной за товар денежной суммы.
Обращение непосредственно в суд в таких ситуациях нецелесообразно, так как до предъявления претензий организации или ИП не могут быть осведомлены о наличии претензий у потребителя, и при их предъявлении могут добровольно удовлетворить требования потребителя.
Кроме того, если требования потребителя не будут удовлетворены в добровольном порядке, то при дальнейшем обращении в суд потребитель может потребовать уплаты штрафа в размере 50 % от присуждённой суммы и начисления неустойки за каждый день просрочки выполнения его требований.